Институт психогенетики
Институт психогенетики пишите нам   |   добавить в избранное
Институт психогенетики
Стань всем, на что ты способен
 
 Главная |  О компании |  График мероприятий |  Программы |  Публикации
 
наши партнеры






Публикации

Персонал МИКС
2001г. № 2(3) | Л. Мосина

Сейчас ценятся не те работники,
которые умеют работать хорошо,
а те, которые не умеют работать плохо.

В.К.Тарасов


Имидж складывается из всей совокупности черт Вашего внешнего облика, речи, манеры поведения. Он также включает процессуальную сторону - эмоции, темп речи, восприятия и т.п. Внутренней стороной имиджа являются интеллект, эрудиция, ценности, характер.
Знаменитый социолог Эрвинг Гоффманн сказал, что имидж - это искусство "управлять впечатлением". Трудно с этим не согласиться, однако, по-моему, это искусство все более становится наукой.
Сколько на свете людей, столько и имиджей, но нас сейчас будет интересовать то, насколько ваш имидж соответствует характеру той работы, которую вы выполняете или хотели бы выполнять.
Как бы вам ни хотелось временами этого избежать, вы не в силах воспрепятствовать тому, что передаваемые вашим имиджем сигналы будут восприниматься другими людьми. Любой человек, впервые встретившись с вами, будет так или иначе их "считывать". В ситуациях, когда первое впечатление значит максимально много, воздействие подобных сигналов оказывается наиболее сильным. Роль этих сигналов, однако, не ограничивается ситуациями, когда важны первые впечатления. Ваша внешность и поведение постоянно влияют на других, и даже хорошо знающие вас люди будут воспринимать и "переводить" эти сигналы, чтобы правильно истолковывать ваше настроение.
Чем увереннее мы управляем своим имиджем, тем меньше робости будем испытывать и тем легче нам будет реализовывать свои цели. Установите для себя, что именно вы хотите рассказать людям. Думайте о своем имидже как о рекламе и помните, что ваш имидж - это не просто картинка, которая рекламирует то, что внутри, но и обещание того, что внешний имидж предоставит рекламируемые умения, компетенцию и достоинства.
Как формируется первое впечатление? Основными факторами, на которые человек обращает внимание, являются следующие:
- фактор превосходства;
- фактор привлекательности;
- фактор отношения к нам или нас к кому-то.

1. Фактор превосходства.
Существуют две основные составляющие этого фактора, воспринимая которые мы составляем представление о человеке:
- одежда и то, что окружает человека (каково его рабочее место, какая оргтехника, мебель).
- манера поведения человека.
Самая практичная идея, из известных мне, о том, как одеваться наилучшим образом и как улучшить свою внешность, очень проста - отдайте себя в руки специалисту.
Не жалейте средств на благоустройство своего офиса или рабочего места, ведь именно здесь у посетителей складывается определенное впечатление о Вас и Вашем бизнесе. В ряде случаев важен не только интерьер, для некоторых профессий большую роль играет и "нужный адрес". Если и местонахождение, и обстановка оставляют желать лучшего, направьте усилия на изменение положения.
Вторая составляющая этого фактора - манера поведения. Основное, что оценивается здесь - независимость человека, т.е.:
" поза (расслабленная, скованная...)
" речь (медленная, быстрая, с расстановкой акцентов или монотонная...)
" манеры (нарушение некоторых общепринятых норм может говорить о независимости...)
" взгляд (прямой, бегающий...).

2. Фактор привлекательности.
Он основан на общепринятых в данное время в данном обществе и данной социальной группе нормах.
В этом случае, чем более человек отвечает этим нормам, тем более он становится привлекательным по итогам первой встречи.
Например, в наше время из трех основных типов мужчин (пикник, астеник, атлет) как наиболее привлекательный при первой встрече оценивается атлет. Но еще больше, чем соответствие принятым нормам, воздействует на наше представление о привлекательности человека его усилия, затраченные на поддержание привлекательности (подтянутый пикник более привлекателен, чем атлет "от бога").

3. Отношение к человеку.
Здесь основным является то отношение, которое демонстрирует к нам воспринимаемый нами человек.
Оценка человека по этому фактору формируется в зависимости от того, как человек смотрит на нас, как ведет разговор (слушает нас или просто "терпит" присутствие); принимает он нас как личность или нет, оказывает уважение или относится без оного...

Мы редко осознаем воздействие подобных факторов, формируя впечатление друг о друге, к тому же зачастую они действуют одновременно. У каждого из нас существует своя система ценностей и убеждений, которые вступают в игру, когда складывается первое впечатление о другом человеке.
Когда Вы впервые встречаете другого человека, яркое впечатление о нем формируется у Вас в первые несколько мгновений, а устойчивое мнение - в пределах от тридцати секунд до четырех минут. Первое впечатление очень сильно и долговременно. Но иногда, чтобы изменить первое впечатление, достаточно просто взглянуть на человека второй раз.

Поскольку моя профессия требует умения понимать и анализировать презентационные сигналы, я стараюсь не судить о людях только по тому, как они подают себя, а пытаюсь отделить личность от производимого ею впечатления. Нередко сделать это достаточно сложно. По моим наблюдениям, многие люди, какими бы способностями они ни обладали, остаются невостребованными или чувствуют себя недооцененными именно в силу неправильной самопрезентации.
Иногда бывает достаточно изменить всего два-три аспекта в манере подавать себя и производимое человеком впечатление может существенно улучшиться. Окружающие начинают реагировать на него совсем иначе и сам человек изменяет мнение о себе в лучшую сторону. Однако, часто этого бывает недостаточно, потому что причины того или иного аспекта поведения лежат не на поверхности и для изменения требуется долгая и кропотливая работа.
В имидже каждого человека есть элементы, достающиеся ему от природы, или, если сказать точнее, переданные ему по наследству от предков: рост, телосложение, черты лица. Сегодня считается доказанным, что по наследству передаются и основные психологические черты и манеры поведения. Это открытие более тридцати лет назад сделал американский доктор физики и психологии Чампион К.Тойч. Вместе со своей супругой Джоэл Мари Тойч он разработал теорию поведения, названную психогенетикой и предложил метод ее практического использования. Этот метод позволяет изменить нежелательный "семейный" тип поведения личности, избавив человека от генетического "гнета".
Генетический код проявляется порой в самых различных ситуациях. И человек разумом не может осознать причины своих несчастий и неудач, ведь 5/6 мозга занимает не сознание, а именно подсознание. Приведу пример. Ко мне обратился человек, который очень успешно начал карьеру, стал заместителем директора крупной компании, но через три месяца остался без работы - кампания развалилась. Его пригласили возглавить крупное подразделение на другой фирме - через полгода он попал под сокращение. На следующем месте работы ему с трудом удалось продержаться два месяца - он вынужден был уйти, не сумев найти общий язык с подчиненными. Константа здесь - потеря работы, а переменная - причина, по которой это происходило. И сколько бы попыток он ни предпринимал, результат был бы тем же, если бы он не принял решение изменить генетический код. Дело в том, что в подсознании этого человека прочно вписана модель "потерь", доставшаяся ему от предков. Выработка программы избавления от нежелательных поведенческих моделей позволяет изменить свою личную историю и генетический код семьи. Этот человек уверен, что ему удастся избавиться от нежелательной модели и создать новую семейную историю - историю успеха. Вот уже около года у него прекрасная работа и всем своим видом он "излучает успех".

Сейчас ценятся не те работники, которые в принципе умеют работать хорошо, а те, которые не умеют работать плохо. Мне нравится сравнение, которое приводит директор Таллиннской школы менеджеров В.К.Тарасов на своих семинарах по менеджменту: "Раньше компании играли драму и требования к сотрудникам были соответствующие. Сейчас компании соревнуются в постановке балетного спектакля. Всем нелегко, одни сотрудники с большим успехом учатся танцевать, другие - с меньшим. Но все прекрасно понимают, что деньги платят именно за балет, поэтому отбор с неизбежностью должен произойти."
Готовы ли Вы "учиться танцевать", т.е. учитывать меняющиеся требования к профессионалу?
Специалист отличается от профессионала тем, что ориентирован на предмет своей работы. Профессионал же ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях, для него важно решить проблему и для этого он готов заимствовать продуктивное из других областей, из узкого специалиста становиться профессионалом. Специалист приходит и говорит: "Да, что-то с вашим компьютером случилось, но набор инструментов, который у меня есть, не позволяет мне ничего сделать". Профессионал приходит и не говорит про набор инструментов, он просто решает проблему.

Профессионал считает частью своей компетентности коммуникативную компетентность, проще говоря - умение грамотно общаться. Профессионал - это человек, с которым приятно и "удобно" работать как руководителю, так и коллегам.

Профессионально важным качеством стало здоровье. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом вашего нынешнего самочувствия, веса и выносливости, сделает вас сильнее и привлекательнее. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и приятно для самолюбия. К тому же в некоторых фирмах, хотя вслух об этом и не говорят, стараются не брать на работу кандидатов с лишним весом или не выдвигать тучных работников на более высокие должности. Об этом написала в своей книге "Деловой этикет" Джен Ягер, известный американский социолог и консультант по менеджменту.

Для того, чтобы продвигаться по службе, важно быть уверенным в себе человеком и иметь для этого основания. Возможно, на наше представление о себе в большей степени влияют наши слабые стороны, чем сильные. В чем тут дело? Вероятно, мы приняли как данность многие из своих сильных сторон и возможностей и престали обращать внимание на них в повседневных размышлениях о себе.
Люди, которые преуспевают в жизни, обычно опираются на свои сильные стороны и спокойно принимают слабые.
Часто люди, которые терпят неудачу, все время копаются в своих слабых сторонах, критикуют себя, говоря: "Что со мной происходит? Почему у меня ничего не получается?" В итоге они все больше теряют уверенность в себе.

По словам, которые мы употребляем, люди судят о нас. Из слов плетется сеть взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей так же, как и наши, выражаются в словах.
Наши ум и тело также реагируют на слова. Слова - это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество, - так сказал Киплинг.
Слова - либо наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими. Наши ум, жизнь, тело, каждодневное существование, успех или неудача - определяются словами. Когда мы пользуемся негативными словами, они становятся нашими господами. Это одна из причин того, что мы совершаем неудачные поступки. Из позитивных слов создается наша уверенность в себе, успех, каждодневная жизнь и даже здоровье!
Понаблюдайте
за собой и своим окружением: Какие слова являются ключевыми в Вашей жизни? Как Вы отвечаете на вопрос: "Как дела?" Если ответ: "Ничего", думаю, что действительно ничего важного и существенного просто не может произойти в Вашей жизни, ведь Вселенная всегда оправдывает наши ожидания. Попробуйте вместо "ничего" отвечать "все в порядке". Уверена, очень скоро Вы заметите изменения в своей жизни к лучшему. Нет слов важных и неважных, каждое Ваше слово формирует ту реальность, в которой Вы живете.

Насколько важен имидж для человека, делающего служебную карьеру? Настолько, чтобы сделаться центральным объектом вашего постоянного внимания. Вы должны знать, что в вашем образе привлекает, а что отталкивает окружающих; за счет чего складывается впечатление о вашей компетентности, надежности, решительности. На некоторые вопросы вы можете найти ответы сами, для решения других вам придется обратиться к профессионалу.
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:
- имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
- мы верим тому, что видим;
- мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
- мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
- "нет другого пути выделить лучшего в толпе одинаковых";
- хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической и... о, чудо! Вы - успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с Вами дело. Однако, люди на удивление быстро раскусывают все ваши "хитрости". Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена "невидимыми чувствительными волосками", как говорил Шерлок Холмс. Я ни в коей мере не против того, чтобы следить за своим внешним видом и манерами. НО: имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней". (Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа. - 1997).
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает, подчас, как снег на весеннем солнышке. Самое главное для того, чтобы быть востребованным в своей профессии - это вполне конкретные, реальные дела, преподнесенные грамотно, в приемлемой для людей "упаковке".

Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
1. Позитивное отношение к жизни, умение радоваться.
2. Высокая самооценка, уверенность в себе.
3. Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека.
4. Социальная и личная ответственность ("Я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни").
5. Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Как мы выбираем профессию? Наверное, каждый делает это по-разному, в силу каких-то известных ему причин... Для одного важна престижность или мода на профессию, для другого - возможность хорошо зарабатывать, а третий выбирает себе специальность по настоянию родителей. Не берусь утверждать, что та или иная категория людей имеет больше шансов быть востребованным в своей профессии. Но в одном я уверена - всегда больше шансов на успех имеет тот, кто занимается своим любимым делом!

 
 
© 2008 Институт психогенетики. Все права защищены и охраняются законом.
Наш телефон: +7-916-838-84-76, E-mail: info.psychogenetics@mail.ru
Разработка сайта — homestyle.ru
Rambler's Top100